Кольцевидная гранулема, генерализованная форма - редкость? Внешний вид, фото, описание случая. - Ваш дерматолог

Сайт врача-дерматолога высшей категории Прутяна Г.В.
Ваш дерматолог
Дерматолог в Гатчине

Кольцевидная гранулема, генерализованная форма

Описание случая: Молодая женщина (30 лет) обратилась ко мне за направлением на УЗИ органов брюшной полости: участковый врач сказал ей, что "скорее всего, причина - где-то внутри". Подробно расспросив пациентку, я выяснил, что ее проблема - существующие уже в течение 1 года распространенные высыпания на коже туловища и конечностей. Первоначально женщина не хотела ни предъявлять жалоб, ни демонстрировать свои высыпания: "Просто напишите мне направление на УЗИ, и все!". Выяснилась причина нежелания сотрудничать с врачом: в течение года пациентка обошла всех дерматологов, каких только смогла найти в городе, сдала множество анализов и перепробовала кучу препаратов и методов лечения - все впустую.

Признаться, первоначальный осмотр пациентки меня также поставил в тупик: и локализация и клиническая характеристика высыпаний не подходили ни под одну известную мне патологию. При осмотре: на коже туловища и конечностей множественные папулы бледно-розового, местами телесного цвета, округлой формы, до 0,7 см в диаметре, без выраженного шелушения с гладкой поверхностью. Визуально местами высыпания напоминали красный плоский лишай, местами - амилоидный лихен, где-то и шиповатый лишай  или даже атопический дерматит. Однако, зуда, со слов пациентки, нет и не было никогда. К слову, практически все перечисленные мной диагнозы ей уже ставились и лечение назначалось - без эффекта.

Единственным вариантом для диагностики оставалась биопсия. Правда, женщина утверждала, что биопсию ей уже делали в одной из частных клиник, заключение патоморфолога, со слов - "неспецифическое воспаление". Поскольку результатов на руках не было, пациентка была направлена на биопсию в Клинику кожных болезней ВМедА. Грамотный патоморфолог Военно-медицинской академии и поставил точку в решении этой диагностической задачи - заключение: "патоморфологическая картина кольцевидной гранулемы".
     Ввиду распространенности процесса, пациентке назначено углубленное обследование для исключения сахарного диабета и других эндокринных и аутоиммунных заболеваний, которые довольно часто сопровождают данную патологию.

Обсуждение случая: Кольцевидная гранулема - довольно часто встречающаяся в практике дерматолога патология, имеющая характерную клиническую картину и обычно не представляющая диагностической сложности. Распространенная и генерализованная формы кольцевидной гранулемы отличаются от классических вариантов: нет ни типичной локализации процесса, ни патогномоничных кольцевидных или дугообразных высыпаний, характерных для обычной кольцевидной гранулемы.
     Это большая редкость в принципе, а еще и потому, что большинство пациентов просто выпадают из поля зрения врачей-специалистов, поскольку чаще всего после первичного приема дерматолога по поводу разных заболеваний получают лечение топическими стероидами, что в большинстве случаев дает положительную динамику. Учитывая это, а также доброкачественность процесса и его самопроизвольное купирование в течение нескольких месяцев или лет, пациентов, дошедших до биопсии и грамотного патоморфолога остается очень немного. Наша пациентка попала в их число, чем обогатила мою клиническую практику довольно редким случаем.

Кольцевидная гранулема

Дерматолог в Гатчине